Словари:


Вы можете поддержать развитие этого словаря. Пожалуйста, оставьте Ваш e-mail:

Конкурентная среда

Это системная совокупность материальных, социальных и информационно-психологических факторов, характеризующих условия, в которых развивается конкуренция в данном области жизнедеятельности. Хорошую (понятную и прозрачную) модель для изучения компонентов конкурентной среды создают искусственные виды конкуренции — спортивные, профессиональные и творческие конкурсы. Они подготавливают организационных консультантов (социальных инженеров и менеджеров) к анализу и управлению более сложными процессами естественной конкуренции. В том наиболее типичном случае, когда стороны оспаривают материальное благо, ключевой особенностью материальной среды является избыток или дефицит необходимых ресурсов для получения (производства) блага. Но и в этом случае социально-психологические факторы конкуренции (СПФК) могут либо существенно обострить, либо снизить остроту конкуренции, а этими СПФК можно и нужно управлять. Например, азартные люди, ориентированные на обязательную «победу над соперником», склонны преуменьшать количество благ и ресурсов и привносят своим конкурентным темпераментом дополнительную остроту в конкурентное взаимодействии. Справедливые схемы распределения вознаграждения, позволяющие позитивно-подкреплять «достойных проигравших», также существенно снижают остроту конкуренции и вероятность её превращения в деструктивную конфронтацию. Более тонкий анализ компонентов конкурентной среды предполагает выделение таких компонентов, как регламент поведения участников, инструкции для судей различного типа, правила распределения вознаграждения и т.п. Все эти компоненты, как правило, отличают рукотворную конкуренцию (конкурсы) от стихийной конкуренции и подробней изучаются не в самом курсе лекций, а в сопутствующих вебинарах. См. также словарные статьи «Материальная конкуренция», «Символическая конкуренция», «Фактор независимости судей».